Полет к мечте...

29 октября 2016

Совсем скоро выйдет премьера клипа Айдара Галимова на песню "Хыял" . Режиссером которого выступил один из ведущих клипмейкеров республики  Рияз Исхаков. Следует отметить, что у самых истоков создания первых музыкальных видеоклипов артиста стоял именно Рияз Маратович. 

Когда-то он начинал свою профессиональную деятельность с помощника кинооператора на Башкирском телевидении. Сегодня Рияз Исхаков - директор студии  «Р. И. Продакшн." В качестве режиссера и оператора снял множество музыкальных новелл и фильмов.  Как  высокопрофессиональный  кинооператор  приглашался  на  съемки  телесериалов   «Ундина», «Черная богиня», «Код апокалипсиса». Кроме того он  является  оператором-постановщиком  12-ти  серийного  фильма  «Синие  ночи», а также полнометражных игровых фильмов «Радуга  над  деревней», «Тринадцатый раунд», «Ловец ветра», удостоенный призов на международных  кинофестивалях. Сегодня  талантливый режиссер-оператор разрабатывает необычные и интересные интернет-проекты  и продолжает работать с артистами татаро-башкирской эстрады. 

Рияз Маратович, расскажите, пожалуйста, как началось сотрудничество с артистом? 

Первая встреча с Айдаром Ганиевичем состоялась во время работы над клипом на песню «Яннарына кайтып килэм».   Я был в роли  оператора, а режиссером выступал, основатель знаменитой студии комиксов  «Муха» , Виталий Мухамметзянов. Незадолго до съемок Айдар приехал из Америки и часть видео была использована из его личного архива. А в Уфе мы уже  досняли остальное. Причем, забегая вперед, замечу, что определенная  часть съемок велась в уфимском  аэропорту. И энная часть кадров премьерного клипа к композиции «Хыял»  была захвачена там же. Эдакое созвучие времен. Один и тот же аэропорт в конце 20-го и в начале 21-го веков  заметно отличается ,  а вот артист,   практически, остался прежним. Вообще, Айдара мы снимали довольно часто и много для телевидения. И,  надо отдать должное , артист никогда не отказывался и всегда шел на встречу. Совместная работа была всегда интересной и запоминающейся. Без курьезов тоже не обходилось. Однажды, мы работали над песней «Дэрвиш юлы». Съемки проходили в Египте. Тогда ,  среди небольшого количества российских туристов были москвичи и питерцы. Никто известного артиста не узнавал. Так что дышалось легко и свободно. Но, буквально,  перед вылетом на Родину,  внезапно,  из толпы донесся удивленный  женский крик: «Айдар!». Надо отдать должное , Айдар Ганиевич не растерялся и  дружелюбно поприветствовал землячку. 

К творческим людям нужен особый подход.  Как работается именно с Айдаром Галимовым?

 Я всегда уважал коммерческих исполнителей, которые не уповают на государственное финансирование, которые сами себе зарабатывают и содержат коллектив и  понимают, что надо в него вкладываться , а не набирать каждый раз новый состав. Артисты, которые собирают некий костяк, приобретают свой особый стиль.  Айдар именно такой. Пожалуй, единственное неудобство в работе с ним – это ограниченное время. Хочется,  чтобы его было больше. Но всегда расписаны выступления,  поездки. Мы это понимаем и  стараемся сделать все максимально быстро. Артист он очень  демократичный, восприимчив к мнению коллектива. Не капризен. Не раз бывали суровые условия во время съемок. Например, клип на песню «Чегэн кызы» пришлось снимать ночью, было холодно.  Процесс затянулся. Но артист стойко выдержал все  трудности. Замечу, что не все могут вынести подобные нагрузки. Но , думаю,  нам на пользу сыграло то, что он настоящий десантник. Айдар  восприимчив к новаторским идеям. Однажды,  я услышал песню  «Утырып карамадым». Она мне так понравилась , что я тут же придумал сценарий , простой и в тоже время очень оригинальный. Будущий клип не был рассчитан на большую аудиторию. Я рассказал ему  суть концепции.  И он согласился . Подобное встречается редко. Бывает, что  звезды вторгаются в работу режиссера , уверенно думая, что смогут изменить сюжет.  Отсюда возникают споры , что может отразиться на конечной работе. 

Сегодня число клипмейкеров сравнимо с числом исполнителей. К сожалению, не всегда ставка делается на качество. Как вы, с точки зрения профессионала с большим опытом, оцениваете работу своих коллег? 

Признаюсь, я давно перестал смотреть телевизор и полностью ушел в интернет. Он дает возможность выбора. В  эстетическом плане всемирная паутина удовлетворяет мои потребности . Там я ищу авторов, события, выбираю контент. Не могу смотреть телевизор, когда вижу некачественное изображение . Оно должно, обязано  быть  художественным. Большая болезнь татаро-башкирской эстрады и содержание музыкальных клипов в том числе -  упрощенство,  удешевление . В последствии, это не только сказывается на нас , но и на самих исполнителях.  Эта болезнь разрушает институт звезд.  Все становится проще, дешевле. Пропадает интерес. Всегда существует  борьба за зрителя . А тут происходит отталкивание аудитории.  Это конец будущего национальной эстрады. Поэтому надо очень тщательно относиться к изобразительной части  и , ни в коем случае , нельзя экономить. 

Когда-то излюбленной темой большинства клипмейкеров была деревня и застолье с родственниками. Сегодня,  наряду с ней тема богатой жизни и лоска. 

Штампы были всегда,  есть и будут. Существует некая психологическая установка . «Вот, у этого артиста  получился крутой клип, давайте мы тоже повторим!» А еще ментальность и национальный характер, которые тоже надо учитывать. Я   всегда за многообразие, которое дает больше красок для творческого поиска . 

Что вас вдохновляет и как происходит творческий процесс? 

Я всегда считал,  что основным автором клипов являются поэт, композитор и исполнитель. Наша же работа заключается в  решении главной  задачи  – сделать  интересно,  креативно и всегда находить или придумывать изюминку. Повториться – значит подвести артиста. Поэтому , каждый раз мы стараемся по-новому показать, обязательно раскрыть то , что задумали авторы. Специально ищем разные формы. Сам же я просто закрываю глаза , слушаю песню и весь поток мыслей переношу на бумагу. Что касается идей по сценарию, они уже заложены в треке  и композитором и исполнителем. Согласитесь, мы ведь мало ориентируемся на слова. В музыке и в энергетике исполнения песни передается содержание текста. Именно этим обусловлен успех иностранных композиций, которые любят слушать,  не владея  языком. Признак хитовости – понимание без слов.

Приоткройте, пожалуйста,  закулисье. О чем новый клип на песню  «Хыял»?

Клип о мечтах. В нем  участвует Айдар Галимов, автор песни композитор Урал Султанов и юный  Марк Галиев, специально приехавший на съемки из Чекмагуша.  Завершающий этап работы прошел  в Уфимском авиаклубе. Паралелльно съемкам свои прыжки совершали парашютисты. И Айдар Ганиевич,  забыв обо всем, заворожено наблюдал за парашютистами. Наверное,  вспоминал свои прыжки.  Мы останавливали работу и тоже наслаждались процессом. Летать – мечта многих мальчиков, которая не проходит и повзрослев. Это доказывалось даже во время съемок.  Когда Айдар Галимов  брал в руки  штурвал, у него  начинали блестеть глаза. Сейчас подходит к концу процесс монтажа.  Музыкальное произведение короткое, и,  признаться , очень жалко резать и фильтровать сырье, которое снято в большом количестве.  О сюжете рассказывать не буду. Клип, практически , готов. Дату премьеры попридержу, пока,  в секрете.

Большое спасибо .

                                                                                                                                                                                                                             

    Беседу вела Миляуша Латыпова.